МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
город Мичуринск, Тамбовская область
  • Специалисты сопровождения обучающихся с ОВЗ

    Специалисты психолого-педагогического сопровождения школы (педагоги-психологи, учителя-логопеды и социальный педагог) осуществляют следующие виды деятельности: консультативную, диагностическую, коррекционно - развивающую, профилактическую, просветительскую и др. При этом деятельность всех специалистов приобретает свою специфику. Помимо решения своих узкопрофессиональных задач они активно привлекаются к созданию условий для адаптации, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый специалист имеет свое направление и специфику деятельности.

    Рекомендации специалистов сопровождения обучающихся с ОВЗ

    Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.

    Рекомендации родителям слабовидящего ребенка

    1. Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.

    2. Информируйте ребенка о трудностях, которые могут вызвать затруднения при ориентировке в пространстве.

    3. Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.

    4. Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в большей мере.

            Рекомендации    родителям слабослышащего ребенка

    • Необходимо помнить о полном принятии ребёнка таким, какой он есть — родители должны понимать и принимать состояние ребенка.
    • Нужно относиться к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.
    • Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия, ущемлённости.
    • Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно иметь слуховые аппараты на оба уха, которые в обиходе называются «заушинами». С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира.
    • Не всегда легко приучить ребенка к аппарату. Главное здесь — никакого насилия, а только поощрение игрой и общением со взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.
    • Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально. Правильно настроенный он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.
    • Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве (вовремя услышать сигнал опасности), для общения со слышащими (в учреждениях, транспорте, магазине), для получения полноценного образования.
    • Ребенка,с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры. Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.
    • Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие.
    • Дома необходимы резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.

     

    Рекомендации родителям по организации жизнедеятельности   и воспитанию детей с аутизмом

    • Самое  важное - не маскировать диагноз за якобы "более благозвучным" и "социально приемлемым". Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее.
    •  Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать.
    • Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь.
    • Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
    • Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

    Рекомендации родителям  ребёнка с нарушением ОДА

    1. Усаживайте ребенка на занятиях и в повседневной жизни в соответствии с тяжестью заболевания с учетом рекомендаций невролога.
    2. Следите за осанкой во время занятия, длительность которого должно быть не более 20 минут.
    3. Особое внимание уделяйте развитию двигательных навыков, которые больше всего необходимы в жизни, и прежде всего – обеспечивающие ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность и самообслуживание.
    4. При затруднительном движении рук, выраженных нарушениях мелкой моторики кисти и пальцев, отрабатываются вначале отдельные действия: захватывание и удержание, перекладывание предметов из руки в руку и др., которые необходимы для конкретно отрабатываемого на данном этапе бытового действия.
    5. Подход к формированию навыков личной гигиены, самообслуживания должен быть максимально индивидуализирован в зависимости от двигательных возможностей Вашего ребенка. Обучение тому или иному навыку осуществлять на основе освоенного ребенком двигательного умения, полученного в результате лечения по восстановлению нарушенного движения, вовлекая в практическую деятельность, постепенно развивать до автоматизированного навыка.
    6. Если Ваш ребенок не говорит, то Вы должны знать жесты или другие знаки ребенка. Если нет системы знаков, то Вы должны разработать ее для ребенка. Очень хорошо подходит для детей с нарушениями ОДА метод PECS.
    1. Прежде чем учить ребенка рисовать, лепить уточните у врача особенности двигательной функции рук. Например, аппликация доступна ребенку, имеющему низкий уровень графических (рисование) возможностей вследствие поражения рук, поэтому использование трафарета будет способствовать развитию правильного движения, и это позволит расширить графические возможности ребенка с пораженными руками.
    1. Учитывайте быструю утомляемость ребенка, поэтому обучайте его на доступном материале, чтобы он мог увидеть результат своей деятельности. В ходе занятий, игр, различных упражнений необходимо применять различные формы поощрения ребенка.

     Рекомендации учителям при работе со слабовидящим школьником

    1. Учитель должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ученика. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой - на осязание, третий - на осязание и зрение.
    2. В процессе выполнения письменной работы, необходимо следить за осанкой ученика с нарушением зрения, прежде всего в младших классах. Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения можно использовать подставки.
    3. Учителю  следует знать, что оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 - 20 минут.
    4. Учителю  следует помнить, что темп письма и чтения слепого или слабовидящего ниже.  В связи с этим используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.
    5. На уроках математики необходимо использовать, с одной стороны, компенсаторные механизмы памяти (устный счет), с другой стороны - прибор прямого чтения.
    6. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует или когда проводит опыт.

    Рекомендации учителям по взаимодействию  с аутичным ребенком

    • Принимайте его таким, какой он есть.
    • Обращайтесь к ребенку по имени.
    • С аутистом надо говорить четко, последовательно и делать паузы, позволяющие ему понять, что именно было сказано.
    • Соблюдайте ежедневные ритуалы.
    • Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
    • Общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
    • Необходимо предоставлять ребенку возможность раскрыться. Для этого использовать его специфические интересы и расширять их.
    • Четко организовывайте пространство.
    •  Используйте подписанные системы хранения, подпишите предметы, которыми пользуется ребенок.
    • Не трогайте ребенка. Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
    • Многие аутичные дети видят смысл деятельности, когда она тщательно распланирована. Так что наберитесь терпения и рассказывайте, какой будет распорядок дня, куда нужно сходить, что сделать, какую последовательность действий совершить, чем закончить. Доносить информацию можно через схемы, наглядные картинки. Для работы с такими детьми можно придумывать «пооперационные карты».

    Рекомендации учителям, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

    1.Ознакомьтесь с информацией о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности его проявлений во время пребывания ребенка в учебном процессе.
     2.Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства — планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.

    3.Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

    4.В случае затруднений при выполнении классного задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

    5.Задания следует разъяснять персонально или писать на доске,- ни в коем случае не сопровождая ироничным пояснением.

    6.Детям с синдромом гиперактивности нельзя делать резкие замечания, говорить «сядь ровно», «не крутись», «не бегай».

    7.Уроки необходимо строить по четко спланированному распорядку. На определенный отрезок времени ребенку дается лишь одно задание. Большое задание предлагается выполнить последовательно в виде частей, и педагог должен периодически контролировать ход работы над каждой из них, внося необходимые коррективы.

    8.Обеспечивайте для ребенка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 20- минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса.

    9. Во время учебного дня предусматривается двигательная «разрядка»: каждые 15—20 мин. на уроке рекомендовано проводить физкультминутки.
    10. Поощряйте ребенка, например, если ребенок  хорошо себя вел на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут.
     11. Обеспечьте для ученика возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, такие дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать, работу.
      12.Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка, дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью  более других нуждаются в похвале.

    Рекомендации учителям по работе с детьми с НОДА

    1. Необходимо определить место обучающегося  в классе так, чтобы он мог свободно стоять или выходить из-за парты.
    2. Пространство на столе должно быть достаточным для свободной манипуляции учебниками, учебными принадлежностями и т. д.
    3. Понаблюдав за учеником первое время, учитель должен понять, в какой позе ему удобнее выполнять письменные работы, как удобней отвечать: сидя или стоя.
    4. Необходимо варьировать объем и формы выполнения письменных работ, чтобы ребенок успевал за темпом работы класса, не переутомлялся, и была возможность для формирования учебных навыков.
    5. В течении занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.
    6. В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребенка.
    7. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.
    8. Необходимо воспитывать в ребенке с ДЦП полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

    Специалисты сопровождения обучающихся с ОВЗ

    Авдеева Светлана Александровна.
    Первая квалификационная категория/Педагог-психолог
    Канунникова Виктория Сергеевна.
    Первая квалификационная категория/Учитель-логопед
    Манаенкова Марина Анатольевна.
    Первая квалификационная категория/Педагог-психолог
    Севидова Юлия Владимировна.
    Первая квалификационная категория/Социальный педагог

    Документы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie